— Примерно лет в 17-18. К тому времени у меня уже была своя группа, с которой мы исполняли мои песни.
— Я музыкально воспитывался во времена формирования питерского рок-клуба. Все мои песни имеют отголоски того периода. За прошедшие годы кардинально жанр не менялся. Менялось только качество исполнения. Когда мы начинали выступать у нас не было приличных инструментов, да и опыта не хватало.
— Сейчас мы играем почти акустическую музыку. Оркестр «Кто как может» - это в большей степени электрический проект. Со временем мы пришли к тому, что наши песни проникновенно звучат в более спокойной подаче, без гитарного драйва. Формирование группы - это достаточно долгая история. Если коротко, то я познакомился с Фёдором Асташовым (гитарист, до сих пор играет в коллективе). Он услышал мои демозаписи, они ему понравились. Мы решили записать на магнитофон несколько песен вдвоём. Потом стали приглашать других музыкантов для полноты звучания, так и собралась полноценная группа. Сейчас в состав входит четыре человека: Михаил Кокшаров - перкуссия, Фёдор Асташов - гитара, Андрей Барышников - бас, и я.
— Мне хотелось показать зрителю людей с инвалидностью, которые не выглядят горемыками. Было ощущение нехватки именно таких героев. Хотелось показать, что мы - другие. Что мы умеем смеяться, шутить над собой, мы обычные люди. Первый фильм «Крутые парни не танцуют» сняли в 2005 году. Это была черная комедия. Тогда далеко не все были готовы принять комедийные истории, связанные с инвалидностью. Премьера фильма состоялась на международном кинофестивале «Кино без барьеров». Он не получил наград, но зато был хороший зрительский отклик. Иностранный критик написал, что наш фильм, по его мнению, был одним из лучших в программе. Сравнивал нашу картину с фильмами Гая Ричи и Тарантино. Было приятно. Сейчас в моей фильмографии накопилось, наверное, около 20 игровых и документальных работ.
— Конечно есть. Если ты снял свой фильм и не успокоился, то значит ты пришел в кино надолго. Постепенно накапливаются идеи, набирается так называемый портфель проектов. Бывает проще придумать историю, чем дойти до ее реализации. Потому что не всегда на это есть возможности и ресурсы.
— Моя театральная деятельность в большей степени также имеет отношение к социальной направленности. Одна из постановок называется «Я-слон!». В ней затрагивается тема инвалидности. Это частично документальная история. Спустя какое-то время я решил сделать своего рода продолжение, написал пьесу «Охота на кабана». В этом проекте я выступил не только автором текста и музыки, но еще исполнителем главной роли. В юности я поступал в театральный институт, но дальше третьего тура не прошел. Зато спустя несколько десятков лет смог воплотить свою давнюю мечту. Премьера спектакля состоялась в московском арт-пространстве «Среда21». Кроме меня, в команде актеры театра и кино Андрей Васильев, Мария Голицына, режиссер Дмитрий Лимбос, продюсер Варвара Коровина и Ксения Чачава. Получился ироничный и яркий спектакль, который дает возможность зрителю взглянуть на тему инвалидности без уныния и грусти . Надеюсь, у нас получится организовать гастроли по городам России.
— Идея снять сюжет о том, как незрячие люди тренируются ходить под парусом, появилась у нас совместно с Олегом Колпащиковым. Обычно люди задают много вопросов: «Как? Что? Разве такое может быть?». Когда зритель видит как это происходит в фильме, то он получает все ответы.
— С Олегом Колпащиковым мы познакомились в Москве. Встретились, пообщались, и так сложилось, что у нас были схожие мысли и идеи. У Олега всегда есть стремление к своим мероприятиям присоединить культурный сектор, поэтому он приглашает меня, когда есть такая возможность. Меня всегда впечатляло в Олеге то, что он понимает, чтобы доносить фундаментальные вещи, меняющие сознание людей, необходимо подключать культурное инклюзивное взаимодействие. Я участвовал не только в «Парусах Духа», но и в других проектах «Белой Трости». Когда-то я Олегу сказал: «Как пионер, всегда готов!».
— «Белая Трость» на мой взгляд, занимает лидирующую позицию, потому что ее команда придумывают новые способы и формы взаимодействия людей с инвалидностью и без. Есть своя философия - идти во всех направлениях, то есть работать с разными видами инвалидности. Совмещаются все возможные направления плюс включается инклюзивная профессиональная культура. Бытует мнение, что творчество людей с инвалидностью находится на уровне самодеятельности. Но это стереотип.
— Времени на самом деле не хватает. Хотелось бы объять необъятное, но понимаю, что некоторые идеи нужно отложить, чтобы они созрели, потому что ещё не пришло время для их воплощения.
— В какую сторону не посмотри, всё может вдохновлять. Нужно приучать себя к тому, чтобы фокусироваться на мелочах и деталях. Специально созданной атмосферы для этого не требуется. Вот мне нравится ходить в наш петрозаводский Кукольный театр. Там потрясающие постановки, которые вдохновляют оригинальностью своего художественного воплощения. Кто-то из известных драматургов сказал: «Семейные обеды - это клондайк для сценаристов». И это действительно так. Мы постоянно пересказываем друг другу какие-то истории. И во всех этих историях есть начало, развитие, финал. Всё кругом пропитано творчеством. Хотим мы этого или нет.
— Я был на различных кинофестивалях. Такие поездки дают возможность развиваться в своей профессии, завязываются творческие знакомства и возникают идеи по сотрудничеству. Музыкальных наград пока нет. По крайней мере премию «Грэмми» нам пока не дали. По большей части мы играем в клубах. Если говорить о литературе, то графический роман «Я-слон» вошёл в список лучшей мировой литературы для детей и подростков по версии международной премии «Белые вороны» в Мюнхене. Есть награды и «За вклад в литературу». На самом деле я такой сапожник без сапог. Я не рассылаю специально свои рассказы или повести на какие-то конкурсы. Хорошо то, что я придумал, написал, снял и спел находит отклик у зрителя и читателя.
— Награды приятно получать. Я не стану делать вид, что «Ой, да зачем они мне!». Я считаю, что это важно. К примеру, благодаря участию и наградам на кинофоруме «Шередарь» я получил приглашение войти в состав жюри. Это вдохновляет, потому что есть возможность общаться с профессионалами. Независимо от количества снятых фильмов и полученных наград всегда есть чему учиться, потому что в творчестве нет вершины, поднявшись на которую, ты можешь сказать, теперь я все умею!