— Нее. Есть эталонная модель, ее придумали в Америке. И реализуют в Израиле. Она состоит в том, что к каждому ребенку приставляют целую группу специалистов. То есть тьютор, психолог, руководитель всего этого процесса – куратор (супервайзор) и по необходимости разные специалисты – логопеды, физиотерапевты. Психолог причем работает не только с особенным ребенком. Он должен подготовить весь класс и детей и родителей, помочь преподавателю. То есть в целом очень затратная штука. На одного ребенка 5-6 специалистов! И самое главное, в каждом классе детей с инвалидностью может быть не больше 2-3 человек. А лучше всего – один.
Наша система воспринимает это как очень дорого и пытается это дело как то оптимизировать. Почему пока не получаются инклюзивные проекты – так это потому что это не работает. Никакая экономия не получается. И они говорят «У нас будет тьютор не на каждого ребенка, а один тьютор на пятерых детей». Мы говорим им, что это не будет работать. Они нам не верят. Назначают такого тьютора. А человек в ужасе сбегает через 2 рабочих дня в школе. И он прав.
Вот в Старопышминске такой эталон работает. Там есть сельская школа на 150 учеников и у них 11 человек с инвалидностью. Причем дети разные – аутисты, синдром Дауна, дцп. И они разного возраста. То есть их как раз можно по одному в каждый класс. И в этом году самый старший из особых детей выпускается и только тогда они готовы взять еще одного. То есть они соблюдают правило и пропорцию. У них работает 7 человек тьюторов.
Просто кто-то из детей уже без них справляется. Ребенок же постепенно адаптируется, и ему в какой- то момент уже не нужен тьютор, он сидит в классе спокойно и делает что-то. Вот. Но у них есть специальный педагог, который под каждого ребенка адаптирует программу, то есть у каждого особого ребенка своя индивидуальная программа. От и до. Есть логопед и специалист по сенсорной интеграции. Такой специалист учит правильно работать нейронные связи – выстраивает координацию движений. Убирает мелкие дефекты. Типа такой специальной физкультуры.
У нас есть такие специалисты. Есть целая хорошая школа, научная школа.
Это все наработки последних десяти лет. И это мы все вместе наработали. Десять лет назад просто ничего не было. Даже логопедов для таких детей.