Интервью с Аленой Капустьян
3 и 4 июня в Москве и Московской области впервые прошел Фестиваль инклюзивного общества «ЭКСТРАБИЛИТИ – НОВЫЕ СПОСОБНОСТИ». В нём активное участие принимали как люди с инвалидностью, так и без инвалидности. В том числе и Алёна Капустьян. Алёна является литератором, поэтессой, актрисой, блогером, участвует в инклюзивных фестивалях, а также проводит различные мастер-классы и тренинги.
Впервые ли ты принимала участие в парусной регате на фестивале «Экстрабилити — новые способности» в Москве? Какие у тебя впечатления от этого мероприятия? Что нового смогла получить?
— Да, впервые приняла участие в парусной регате на фестивале «Экстрабилити» в Москве. Получила большое удовольствие от похода на парусной яхте по Пироговскому водохранилищу, от новых знакомств с людьми, особенно с организатором фестиваля Олегом Колпащиковым, и общения с ними. Раньше я пробовала себя в парусном спорте, и, когда ходила на яхте по водохранилищу, вспоминала принципы управления парусом и наслаждалась всем, что меня окружает: вода, ветер, солнце, деревья, ароматы. Люблю подобные прогулки по воде, тем более, что погода была просто прекрасная именно для такого мероприятия.
Какие у тебя остались впечатления в целом от самого фестиваля «Экстрабилити — новые способности»? Как думаешь, важно ли как можно чаще проводить такие мероприятия?
— Как я понимаю, фестиваль «Экстрабилити — новые способности» предназначен не только для того, чтобы дать возможность зрячеслышащим людям почувствовать себя в мире незрячих, попробовать свои способности с закрытыми глазами, но и позволить ЛСИ (люди с инвалидностью) показать свои способности, то, что человек – это прежде всего личность, это душа, а не физические способности. Мне нравится эта философия, потому что я сама показываю людям свои способности, рассказываю им, чтобы они представляли, что такое жить без зрения и слуха, и что можно сделать любое дело, не видя и не слыша. А парусная регата – это возможность побыть всем вместе независимо от особенностей, поплавать на яхте, подышать свежим воздухом, повеселиться, пообщаться. Это приносит всем пользу и радость. Так что очень важно проводить такие фестивали, как «экстрабилити – новые способности», чаще и в разных местах.
Что, по-твоему, нужно делать, чтобы инклюзивные фестивали набирали популярность, например, как фестиваль «Экстрабилити — новые способности»?
— Думаю, нужно чаще организовывать инклюзивные фестивали, и не только фестивали. Это должны быть разные форматы общения людей с ограниченными возможностями здоровья и без таких ограничений. Они должны стать повседневностью Для этого необходимо распространять информацию, привлекая СМИ, людей, спонсоров, и тогда они могут набрать популярность также, как фестиваль «Экстрабилити – новые способности».
Как, по-твоему, инклюзия способствует в решении качества и доступности организации таких мероприятий?

— По-моему, для организации инклюзивных мероприятий нужно привлекать в качестве организаторов половину ЛСИ разных нозологий и нормотипичных людей. Это позволило бы учитывать все нюансы ЛСИ. Например, тифлосурдопереводчики для слепоглухих, пандусы для людей на колясках, чтобы им было легче передвигаться по пространству фестиваля, и т.д.


Как ты относишься к философии «экстрабилити»? И можно ли продвигать это направление в большие массы? Если да, то тогда как? Если нет, то почему?
— К философии «Экстрабилити» отношусь положительно. Важно показывать, что сильные стороны ЛСИ не зависят от физических ограничений. Это позволит не вызвать жалость к ЛСИ со стороны здоровых людей. Ещё очень важно восстановить равенство между здоровыми и ЛСИ, формировать представление у здоровых людей, что люди с инвалиностью не только такие же, как они, но и обладают способностями, которые развиваются именно благодаря ограничениям. Поэтому они могут сами многому научить здоровых людей, раскрыть их таланты.
Какие мастер-классы ты проводишь на инклюзивных фестивалях? Что тебя толкает на участие в мастер-классах?
— На Онлайн-конгрессе Международного Центра Подготовки и Развития Массажистов я проводила два мастер-класса «Дактиль» и «восприятие слепоглухоты». Цель первого состоит в том, чтобы рассказать людям о существовании разных способов общения со слепоглухим человеком (дактилология, письмо на ладони, переписка через социальные сети), и показать пальцевой алфавит дактиля, используя ассоциации для быстрого запоминания. Смысл второго мастер-класса заключается в том, чтобы дать людям возможность попробовать себя в мире слепоглухих: закрыть глаза повязкой, заткнуть в уши беруши, двигаться по комнате, налить воду в стакан, намазать на хлебе маслом, массировать шею клиенту, и т.д. Всё это время ощущать разницу между своим миром и миром слепоглухоты.
Ты увлекаешься театром. Когда и почему ты решила заниматься этим искусством?
— Театром я начала заниматься в 2014 году. Меня пригласили в проект «Прикасаемые» на первый урок по хореографическим танцам. Я пришла и сразу, не задумываясь, увлеклась театром. Много нового открыла для себя в театре… Благодаря ему, я научилась находить общий язык с разными людьми, решать любые проблемы, подстраиваться под все дела, чтобы успеть за день их реализовать, и т.д. Самое главное, театр научил меня быть самостоятельной во всём без родительской помощи. Поэтому театр для меня не просто развлечение, а процесс развития, возможность научиться чему-то полезному, общаться с людьми, показывать им то, что жить без зрения и слуха – не страшно.
Собираешься ли ты делать из этого увлечения профессиональную карьеру?
— Нет, не планирую. Сейчас театр для меня уже просто работа, не увлечение. Я перешла к другому направлению деятельности – прикладная эстетика. Вот планирую построить профессиональную карьеру в этой области.
Ты участвуешь в проекте «Прикасаемые». Почему ты решила участвовать в этом проекте? Когда ты начала в нём участвовать? Какие у тебя впечатления от участия в проекте? Что нового ты для себя открываешь в нём?
— В 2014 году создавался проект «Прикасаемые» с помощью известного артиста Евгения Миронова в собственном театре Наций, туда собирали команду из зрячеслышащих профессиональных актёров и некоторых слепоглухих, желающих попробовать себя в актёрстве. Сначала проходили мастер-классы по актерскому мастерству, пластике, хореографическим танцам и т.д., потом – репетиции, затем появился спектакль с таким же названием «Прикасаемые». Мы выступали в Электротеатре, Зелёном театре на ВДНХ, Александринском театре в Санкт-Петербурге, Драматическом театре в Екатеринбурге и во многих театрах Москвы. А в 2017 году мы решили изменить версию спектакля: поехали в Лондон, пригласили британских слепоглухих, работали в театре целыми днями и, в итоге, показали вторую спектакля «In touch/Прикасаемые» в Лондонском Национальном театре.
Хочешь ли ты ставить свои постановки в театре? Может быть есть уже какие-то черновики?

— Помогаю творческому сообществу «ЛИТteen», как волнтёр и консультант. Подростки, юные актёры, сами ставят инклюзивные спектакли для незрячих, глухих и нормотипичных детей. Важность этой деятельности в том, чтобы сделать спектакль доступным для всех. Я с удовольствием помогаю, консультирую, как опытная актриса.

Есть ли у тебя ещё хобби помимо театра? Или ты, возможно, хочешь попробовать себя в чём-то новом?
— Моё хобби – пробовать себя в чём-то новом. Например, купила музыкальный инструмент – калимбу, несмотря на то что я не музыкант. При этом знаю зачем: попробовать самостоятельно сочинить мелодии, играя на калимбе. В итоге, у меня получилось: играю на калимбе по настроению, придумываю разные ритмы, мелодии, воображаю, будто сижу на берегу моря и слышу шум волн. Помимо этого, умею плести косы разных видов, писать творческие тексты, верлибры, лепить из глины копии сложных статуэток, рисовать пластилином (имею в виду рельеф), делать косметический массаж лица, готовить вкусные блюда, и много чего. Всё благодаря моим чувствительным пальцам – они заменяют глаза.
Ты обучалась на массажиста. Что подтолкнуло обучаться на эту профессию? Есть ли какие-то трудности или нюансы при работе с клиентами?
— В Международный Центр Подготовки и Развития Массажистов я пришла через фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», имея возможность получить консультацию в выборе дополнительной профессии. Влад Мельник, Президент ассоциации массажистов, протестировал меня и рекомендовал начать знакомство с профессией с образовательной программы классический массаж. Училась на этих курсах с нормотипичными слушателями. Первым моим преподавателем стал Павлов Владимир Владимирович. Знакомство с искусством массажа состоялось и я осталась довольна пройденным курсом. Но учитывая мою нозологию, стало понятно, что получить профессию массажиста не представляется возможным в силу законодательства РФ, но выход всегда есть. Оказалось, что есть прекрасная профессия Косметик-эстетист, попробовав которую я поняла, что это действительно то, чем я хочу заниматься, тем более, что моя нозология позволяет её освоить. Так я не только получила профессию, но и вошла в расширенный состав Национальной сборной «Абилимпикс» Россия по компетенции Прикладная эстетика. Сейчас я работаю в этом направлении. Самая основная сложность – общение с клиентом. Но в последнее время, когда принимаю клиентов на процедуры профессионального ухода за лицом и телом, проблема с коммуникаций решается: либо с помощью ассистента, как в колледже, общаюсь с ними, либо через WhatsApp, письмо на ладони и вибрацию голоса. То есть во время процедуры я по необходимости кладу руки на шею клиента и спрашиваю, всё ли в порядке, он отвечает коротко «да» или два-три слова, и я понимаю.

Я читала о твоём участии в модной съёмке Grazia. Принимаешь ли ты (или вообще зовут ли) сейчас участие в подобных проектах?
— На такую фотосессию, как для журнала Grazia, не зовут. Чаще зовут сниматься в роликах для социальной рекламы, фотосессию для других целей.
Ты активно пишешь в своём блоге. Что ты пытаешься донести в своих постах до читателя? Или ты просто пишешь о своих мыслях и не на кого не ориентируешься?
— Веду блог в соцсетях для того, чтобы поделиться своим опытом с людьми, рассказать о своём восприятии окружающего мира, своих способностях и особенностях, для их представления. Например, мой рассказ о поездке в Доминикану был бы обычной информацией для всех, но смысл рассказа в том, чтобы позволить людям представить, что слепоглухой человек может отдыхать на море, как все, что он чувствует, понимает, что вокруг происходит. Я отвечаю людям, которые спрашивали меня: «Как ты ориентируешься в море?», «Как понимаешь разницу Доминиканы с Россией?», «Откуда знаю, что Доминикана – красивая, живописная страна?» и т.д. С другими постами то же самое. Благодаря соцсетям можно общаться сразу с неограниченной аудиторией, и в этом их большой плюс. Но для того, чтобы люди узнали о твоем блоге, тоже необходима информационная поддержка. Поэтому важность таких волонтерских проектов, как «Белая трость» и движение «Экстрабилити» трудно переоценить.
Интервью взяла и подготовила Дарья Резванова