Не так-то просто начать писать утром в Чикаго в гостинице Хилтон на 15 этаже в двухкомнатном номере с кухней, бассейном (на 19 этаже) и другими плодами цивилизации. Прошло уже две недели с начала поездки в Америку по программе обмена и вот обмен только начинается. До этого была игра в одну сторону. Ничего не поделаешь: пока большинство из нас живет в обществе потребления, и жутко привыкли мы видеть только себя. Пишу «мы» подразумеваю «я».
Пару слов о программе обмена… Американское консульство в Екатеринбурге предложило поучаствовать в программе «Доступность для всех: улучшение качества жизни людей с инвалидностью» («Access for All: Enhancing the Lives of People with Disabilities»). Первоначальная информация прозвучала так: собираются с разных стран мира руководители некоммерческих организаций, и мы двинем в Штаты и будем встречаться с местными некоммерческими лидерами. Эта программа является частью другой инициативы – Международной программы визитов для развития лидерства («International Visitor Leadership Program»). Когда узнал об этом, сразу пришло на ум, что нужно по возможности использовать поездку больше чем на 100 процентов. Поэтому решил встретиться в Америке с нужными людьми и организациями, плюс по возможности провести как можно больше презентаций наших идей, проектов, чаяний, попыток и новшеств. Сразу появилось желание взять с собой Артема Мамылина. Он будет читать и редактировать первым этот текст, поэтому постараюсь о нем попроще. Почти с начала работы организации «Белая трость» Артем в гуще событий. Он из молодежи без инвалидности, такая категория есть в инклюзивной «Белой трости». Артем — физик и лингвист, моряк и человек с «набиваемым» позитивом. Тут стоит остановиться и перейти к поездке.
В наших традициях использовать любой появляющийся шанс для организации интересных дел и досуга. Когда получали визу в консульстве в Екатеринбурге прошел сигнал о якобы заложенной бомбе. Мы с Артёмом спустились в гараж консульства, по дороге познакомившись с семьей американцев Кристенсенов, руководителями миссии мормонов на Урале. Провели быструю презентацию идей «Белой трости» и договорились о сотрудничестве. Отец семейства, старейшина Пол Кристенсен, был крайне заинтересован тем, что и как мы делаем, выслушал подробную лекцию об особых способностях инвалидов, «пожаловался» на то, что эта лекция дискриминирует его как не инвалида и выдал свои контакты до встречи.
За все время разговора от старейшины не прозвучало ни слова про деятельность своей церкви; все рассказы о своих делах и вопросы о наших. Американцы крайне деловой народ, прямо бросающиеся на пробу всего нового, этому стоит учиться у них.
Первым пунктом нашей поездки стал Вашингтон — центр мирового развития последних лет. Город, находящийся на широте южнее Сочи. Перелёт для меня дался на редкость легко, Артем летал впервые через океан, ему было труднее. Еще, когда заполнял документы на визу, понял, что я ездил первый раз в Америку ровно 20 лет назад. И что интересно: практически в это же время (тогда это был май) и практически по тому же маршруту. Сейчас — это Вашингтон, Берлингтон, Чикаго и Сан Франциско.
20 лет назад это был Вашингтон, Чикаго и Мэдисон. Тогда я каждый вечер засыпал в штатах счастливый, как ребёнок. Тогда было все удивительно интересно. Тогда я как будто заглядывал в будущее. Что изменилось во мне и в этой стране за 20 лет? Как изменился мир?
Первый ответ на эти вопросы ждал по дороге из аэропорта. 20 лет назад, прибыв в Вашингтон, я попал в совершенно другой мир, с другими правилами, с другой инфраструктурой. В этот раз нас с Артемом и коллегой по программе Али, юристом из Танзании, встретил в аэропорту волонтер. Сели в такси. За рулем этнический эфиоп, разговорчивый, с вопросами про то, откуда мы, с рассказами о выборах. Он даже признался в почтении к Путину. И тут Али начал задавать вопросы о своем старом, треснутом «айфоне»: где и как его сдать, сколько за него можно выручить, сколько будет стоить новый. Разговор Али и таксиста напоминал разговор парней из соседних дворов, обменивающихся городской информацией. Они не присматриваются друг к другу, не ищут общих тем, у них все это уже есть. Они просто начинают обсуждать общее насущное, как будто живут в одном районе. Удивительная вещь глобализация: 20 лет назад сначала требовалась неделя на то, чтобы понять, чем живут люди на другом полушарии, какие у них ценности, что они покупают, что едят. Сегодня прямо по дороге из аэропорта люди продолжают глобальный диалог, начатый через СМИ и в соцсетях.
Второй момент случился вчера, в Чикаго. Наш самолет опоздал, мы пропустили с Артемом и Айшей из Омана хоккей, но решили все же вечером заглянуть в бар и поужинать. Артем говорит, что бар этот ничем не отличается от наших городских. Какое-то время у него уходит на то, чтобы вспомнить название заведения в Екатеринбурге, похожего на этот бар. Значит, не только у меня одного ощущение, что везде одно и тоже. Не сказать, что это плохо, но точно это факт. Такие вот изменения в мире и в Америке.
В этот раз меня в Америку тянуло не только желание знакомства с новыми людьми, но возможность встречи со старыми друзьями, точнее со старым другом. Вернее, в традиционном плане, я не могу назвать в точности Отца Георгия своим «другом». Так говорю, потому что чувствую какую-то удивительную связь между нами, чувствую свое стремление общаться с этим человеком.
20 лет назад Отец Георгий, священник церкви Св. Николая в Вашингтоне встречал нас, помогал устроить программу пребывания, путешествовал с нами в Чикаго и Мэдисон. Мне лично посчастливилось провести с ним прекрасные дни и вечера. Удивительный человек, который приехал в Америку из Крыма, где успел послужить в церкви. 20 лет назад Отец Георгий активно участвовал не только в церковной жизни, но и в благотворительных программах, частью одной из которых мы тогда и стали. Тогда, 20 лет назад, 90 процентов информации об Америке, которой я обладаю, узнал из вечерних бесед с моим спутником – наставником. Говорили много о чем: от бизнеса до общественной жизни, культуры, правил поведения и жизненных историй наших соотечественников. И всё это в интересной форме, подробно и со вкусом. Удивительно светский и эрудированный священник. Тогда в 1996 году, помню, он консультировал своих друзей и партнеров по вопросам бизнеса и подключению к Интернет одновременно. Тогда же я, по-моему, схватил от Отца Георгия привычку приговаривать: «Хорошо»! Медленно и размеренно.
Тогда же, 20 лет назад, в Мэдисоне врач хирург — офтальмолог сказал мне, что мне с моими бывшими глазами уже ничего не сделать. Сказал просто и прямо, а потом отправил к врачу по реабилитации. Я, когда предстал перед реабилитационным врачом, в панике начал убеждать его, что буду ждать пересадку глаз. Доктор Маршал, я хорошо запомнил его имя, просто и с добром, объяснил, что работает он на этом месте уже 20 лет. Много слышал, и читал о пересадках, но вживую примеров не видел. Он так очень мягко пожелал мне не тянуть время за хвост и заняться реабилитацией. Что я и начал делать, но чуть позже, всё же подержавшись за хвост времени.
Интересно, что наука и глазная хирургия за это время сильно продвинулись вперед. Но, будучи как бы в теме, пока не могу похвастаться, что знаком со случаем, когда зрение было чудесным образом восстановлено, и человек пошел учиться или работать. Пока есть только примеры, как бы это помягче сказать, типа «электронной сетчатки». Но это больше похоже на баловство.
Ох, уж эта надежда на чудеса техники и цивилизации! Конечно, есть прорывы с говорящими телефонами и компьютерами, но, как не печально, в большинстве случаев — это крайне слабо помогающие приборы и технологии, больше напоминающие игрушки. С одной из таких игрушек 20 лет назад я приехал из Америки. Купили тогда за баснословную сумму в 1000 долларов ультразвуковые очки, которые в итоге надевал раз пять, не больше. На такую сумму в то время можно было начать пару новых жизней.
Но вот доставка товаров на дом тогда удивила. Георгий заказал очки по интернету и на третий день они лежали на пороге дома, в котором мы остановились. Тогда это были реальные чудеса, которые и делали мой сон в этом доме каждую ночь сказочным.
И в этот раз я мечтал встретиться с Отцом Георгием. И первую встречу мы назначили на воскресное утро в церкви Св. Николая. Первое удивление испытали, когда зашли в храм. Православная служба шла на английском. Это так интересно и непривычно одновременно: песнопение, служба, проповеди те же, те же голоса, тембры и мелодии. Только другой язык.
Отец Георгий встретил нас у входа в храм, мы спустились в трапезную и начали общение. Поначалу давалось оно чуть неловко и с затруднениями. Хотелось сразу высказать все и проявить все чувства накопившиеся, но для этого всегда нужно время. Отец Георгий начинает знакомить нас с прихожанами и сотрудниками церкви, представляет меня в американском стиле. «Лидер социального движения, помогающего людям с инвалидностью жить порой даже интересней, чем нам», — как бы шутит Отец. Встреча короткая, мы договариваемся, что сделаем презентацию «Белой трости» перед прихожанами в другой день вечером после службы.
Продолжаю уже следующим утром, снова в Чикаго, только уже в понедельник. Перед тем как вернуться мыслями в Вашингтон, пару слов о воскресном дне.
Как-то стало в нашей группе все по-домашнему складываться. Сначала все вместе дружно жутко продрогли на лодочной экскурсии по этому замечательному небоскребами, ветрами, местоположением городу. Особо трудно пришлось нашим на колясках. Бергура, Эслам и Мириам не могли спуститься на нижнюю палубу. Напомню, что все ребята, кроме Бергура, из Африки. Друг Эслама, египтянин, посинел за полтора часа на воде.
Зато после экскурсии мы с Рано из Таджикистана приступили в моем номере Хилтона на 15 этаже к приготовлению таджикского плова, который «пловом» называется только по-русски, у таджиков это «ош». Плов получился очень приличный, утром у меня на кухне осталась только одна тарелка блюда для Али из Танзании, остальное все подмели.
За ужином продолжили видеозапись скороговорок из разных стран, самых смешных из Китая, самых быстрых из Непала и самых медленных из Исландии. Билл, один из управляющих нашим проектом, американец, служивший во флоте рядом с Китаем, спародировал переговоры по рации китайских и японских летчиков, «загуглил» на ютубе русский военный морской танец «яблочко» и отправился с Паваном из Непала досматривать сны. Утром перед проветриванием замечался легкий аромат таджикского блюда. Интересно Али придет за своей порцией или…
Возвращаюсь в Вашингтон к Отцу Георгию, точнее к презентации, которую он организовал в церкви Св. Николая. Это был второй или третий день нашей группы в Америке, и я пригласил участников с собой в русский храм для знакомства и для того, чтобы мы вместе смогли попробовать поделиться нашими, с позволения сказать, богатствами. С нами в храм двинули Бергур из Исландии, Рано из Таджикистана, Эмма из Молдавии и Ким из Южной Кореи, ну и конечно Артем из «Зазеркалья». Когда сели в такси, я вспомнил, что презентация назначена в трапезной, а там пару пролетов лестницы вниз без подъемников и без лифтов, а наши поехали в Америку на программу по доступности для всех. Как-то неудобно: Бергур на коляске, Эмма с большим трудом может спускаться вниз по ступеням. Это я не подумал и не продумал. С одной стороны, конечно, моя вина, но мы же сражаемся за то, чтобы весь мир был максимально доступен, невзирая на личные ограничения и архитектурные средства доступности. Правда еще и в том, что я всегда больше переживаю и склонен думать про мир и людей чуть хуже, чем есть на самом деле. Простите меня, мир и люди! Мы с Эммой, взявшись покрепче друг за друга, спустились по лестницам, Бергура спустили и потом подняли Артем и прихожане. Никаких проблем ни с доступностью, ни с недоступностью!
После службы в трапезной прихожане собрали общий обед из того «что кто принес». Мы поели, я рассказал коротко о «Белой трости», «Парусах духа», моих коллегах и планах на будущее. Были вопросы и конкретные предложения о помощи и поддержке. В первую очередь от Шерон, нашей с позволения сказать, доброй знакомой. После презентации Артем услышал фразу на русском, люди были удивлены, что впервые на такой презентации не просили денег.
Нам, и правда, деньги не всегда нужны. Нам нужны всегда люди, такие как Шерон, Отец Георгий, Бергур, Билл и все остальные, про которых я продолжу писать, но уже в Сан Франциско.
Благодарю за помощь в организации поездки:
Сару Саперстейн, вице-консула США в Екатеринбурге по вопросам культуры, образования и прессы
Юлию Григорьеву, помощника Генерального консула США в Екатеринбурге по вопросам образования и культуры
Сергея Локтионова, сотрудника Professional Development Office Public Affairs Section, посольство США в РФ
Здорово!!! Что тут ещё сказать?
Познавательно!
Это было замечательное время! Я впервые была в Церкове, было интересно услышать как молятся люди другой релегии… Спасибо вам Олег за эти замечательные моменты!