Последний раз писал заметки в ноябре прошлого года во Владивостоке. Была зима, сейчас же трудно сказать, какое время года. Пишу на балконе отеля, который находится на берегу озера Виктория в пригороде Кампалы в Уганде. Вокруг поют птицы, 15 февраля. Мы с Ольгой. Ольга — моя супруга и волонтёр Белой трости в этой поездке. Две недели мы проведём в Африке: в Уганде и Кении. Впервые в настоящей Африке. Прилетели позавчера через Дубай из Екатеринбурга.

На рейсе из Дубая — настоящая инклюзия, летим 5 часов. Стюарды и стюардессы не скучают. Кроме меня, слепого, на борту девушка, видимо из Уганды, с явными ментальными особенностями. Практически все пять часов полета она громко поет, танцует, в общем, не скучает. Не скучает сама и не дает другим. Люди вокруг реагируют спокойно, правда, большинство отсело. Рядом с девушкой осталась одна дама, которая сидит спокойно. Ольга подумала, что это или тетя, или сестра. А после прилета эта сестра-тетя встает, уходит, девушка остается одна. Мы понимаем, что, видимо, одна она и летела. Во время ее танцев между рядами стюард беспокоится за бизнес-класс. Когда я прохожу мимо нее, она пытается растанцевать и меня. После полета еще раз понимаю, как важно проводить именно практические занятия по взаимодействию с такими людьми. Для стюардов это — конкретный стресс, хотя, в общем, полет прошел достойно. Мы с Ольгой обсуждаем, какая может быть реакция, если такая же ситуация произойдет на внутренних российских линиях.

В Уганде нас встречают Оджок – слепой пчеловод и Мириам – девушка с проблемами опорно-двигательного аппарата. Мириам работает в офисе по правам инвалидов. С ней мы познакомились в Штатах в 2016 году на программе IVLP, нас было 20 представителей организаций из разных стран, работающих с инвалидами. С Оджоком мы встретились прошедшей осенью в Сан-Франциско, я был на стажировке в местной организации слепых Lighthouse. Он тогда выиграл приз этой организации: «За лучший международный проект со слепыми».  Проект с пчеловодством. Завтра мы сможем попробовать его мед в городе Гулу.

Я давно не писал заметок, видимо, это нужно делать чаще. Пока дается с трудом, но чувствую пальцы мягче стали касаться клавиатуры.

Вчера был сложный и прекрасный день. До конца не было понятно, что мы сможем сделать в Кампале, имею в виду, какие мероприятия проведём.

Договоренности по мероприятиям, мягко говоря, плавающие. Мириам пыталась до последнего договориться на обучение инклюзивному взаимодействию с аэропортом, Оджок — на встречу в местной школе слепых.

В итоге вчера утром HR нашего отеля подтвердил, что мы сможем продемонстрировать программу обучения инклюзии в отеле его персоналу. Обучение назначено на три часа дня. Пытаемся до этого времени успеть в школу слепых, но Мириам попадает в пробку, и мы остаемся в отеле ждать.

Мне сложновато разговаривать с Угандийцами в отеле. Когда они говорят или отвечают на вопросы, то произносят слова тихо и немного отворачивают голову. Поэтому я волнуюсь перед мастер-классом. Трудно себе представляю привычный диалог с группой, плюс вопросы языка, плюс вопросы акцентов и диалектов.

В Уганде более 40 национальностей и столько же местных языков, ни один из них не стал государственным, поэтому общий язык — английский.

Перед мастер-классом пообедали на свежем воздухе, попробовали что-то вроде жареных пельменей с мясом и другой вариант с овощами.

Обсудили за обедом образование инвалидов в Африке. Проблем больше, чем у нас и в Европе, но есть возможность с самого начала образования задавать параметры Экстрабилити – использования способностей высшего уровня.

После мастер-класса, когда мы проводили Оджока с Мириам, разговариваем с Ольгой. Ольга говорит, что все всегда хорошо получается, если перед мероприятием много волнений и непониманий. Зря и не зря волновался. В начале было действительно трудно, но после практических упражнений в повязках отельеры улыбаются, веселятся и в конце говорят о том, чему научились, задают вопросы по инвалидам.

На крыльце гостиницы знакомимся с голландцем. Пару минут беседы. Голландец спрашивает, действительно ли мы из России. Удивляется и говорит, что в Уганде много американцев, голландцев, а россиян встречает в первый раз. Надеюсь, в будущем россиян в Уганде будут встречать чаще. Туризм, как минимум, здесь особенный, плюс нам есть, чем поделиться в деловом плане. На прощальном кофе с Мириам и Оджоком мы наметили первые шаги по развитию программ обучения в Уганде.

Сегодня двигаем на машине в Гулу. Езды шесть часов. Оджок обещает на пути встречи с обезьянами.