Идем с попутным ветром. Через полтора часа швартуемся в порту Клайпеды. Утром ушли в Лиепае трио «Интуиция – плюс». Сергей Парахин, Сергей Бурлаков и Лена Писарева. Прислали сообщение, что едут в автобусе из Лиепаи в Ригу. Вечером из Клайпеды уедет Янис, он с нами с начала — с Риги. С Рейнисом прощаемся завтра утром. Рейнис сказал мне наверху: «Грустно».

Сегодня сложный день, с утра узнали, что у Константина Баранникова умер сын. Сергей – молодой парень, шеф-повар, добрый. Познакомились, когда лет пять назад попросили его сделать с нами кулинарный мастер-класс в детском доме номер три. Потом были мастер-классы в школе слепых в Верхней Пышме. Весной сняли с Серегой пробное кулинарное шоу «Кухонная революция». В общем – соболезнуем Константину Витальевичу и семье!

Вчера к нам присоединились Настя Проскурякова из Вентспилса и Маша Москвина из Екатеринбурга. С нами с Вентспилса на борту, можно сказать, символ «Парусов духа» – Малле Элвет из Эстонии. Из-за поломки мачты мы не встретились в начале на Саарема, но, видимо, высшие силы здесь за нас, Малле добралась до экспедиции.

27 июня было даже жарковато в Вентспилсе, с утра с Рейнисом и с женщинами из семьи Проскуряковых заехали на кладбище к Константину. За день до этого у него было 9 дней.

Днем на площади фонтанов с помощью Сергей Головецкого, руководителя организации «Своими силами» сделали инклюзивную программу. Трио «Интуиция – плюс» выступает с песнями, мы с Настей прогуливаем с завязанными глазами, Йоханнес учит вязать узлы, тоже с завязанными глазами.

Ко мне подходит здороваться Марина Димитрова. С Мариной познакомились в прошлом году, Марина передвигается на коляске, Марина организует инклюзивные театральные мероприятия. Предлагаю Марине прогуляться с завязанными глазами. Марина соглашается, сначала вожу перед ней тростью, потом передаю трость Марине. Ее голос становится радостным.

Идем сейчас по ветру, немного качает, Машу прикачало, Настя бодра, Малле традиционно сделала эстонские блинчики с эстонским вареньем.

В середине мероприятия в Вентспилсе приходит телевиденье. Татьяна – корреспондент подходит брать у меня интервью, представляется, напоминает, что я ее прогуливал с завязанными глазами по Вентспилсу четыре года назад. Мой муж, тогда посмотрев на нашу прогулку, – рассказывает Татьяна, — пришел вечером домой и говорит – люди вон что делают, а я не могу с места сдвинуться. У него были проблемы со сдачей профессионального экзамена на латышском языке. Татьяна говорит, что после встречи с нами и просмотра прогулки он поменял жизнь и передает нам большой привет.

Приглашаю Татьяну с Юрием вечером в гости на катамаран.

Вечером приходит и Сергей Головецкукий с Саньей, своей подругой, приносят клингерс – местный пирог с сухофруктами повышенной вкусности, Санья пекла его сама, клингерс – повторный, первый был в вечер встречи.

«Интуиция» поют песни в кокпите, Юрий с Татьяной подхватывают концерт. Оказывается, Юрий проводит в Вентспилсе фестиваль бардовской песни 25 января — в день рождения Высоцкого. Трио «Интуиция – плюс» приглашают на фестиваль следующей зимой.

Лена присела напротив в кают-компании выпить чаю. Корабль мягко качается на волнах.

28 июня перешли в Лиепаю с остановкой в Павилосте. На переход приехали Влада с мужем Виталиком и Наталья с сыном Иваном, Влада, Наталья и Иван – незрячие, Виталик – муж Влады -человек, с лица которого не сходит улыбка, и он очень любит море. Приехал Валера Раков из «Motus Vita», приехали на бусике трое из общества слепых Лиепаи.

Чтобы не перегружать катамаран, Света и Йоханнес едут в Лиепаю на автобусе. В Павилосте — смена лиепайской команды, приходят еще трое с ними: Артурчик – незрячий городской экскурсовод. Артурчик просит помощи найти ему в России оригинальные модельки машин. Лена быстро решает проблему.

За время перехода за штурвалом постояли Валера и Иван. Валера и Виталик на борту, как родные, родные друг с другом и родные с парусным спортом. Виталик собирается с Владой в экспедицию следующего года. Валера приедет в Калининград.

Долго не писал, приходится писать скомкано. Про каждый момент и каждого человека можно писать и писать. Представляется, на месяц запереться в кабинете и писать книгу. Теперь кажется, что все интересное забуду.

В Лиепае с утра прогулялись в экскурсии под руководством Мариса Цейрулиса по доступным местам от центра до пляжа. Утром был сильный ветер. С нами группа из Литвы, к нам присоединился Марк Афран, прилетевший вечером из Парижа.

Марис – руководит местным обществом слепых, в котором 1 процент городского населения. Это не говорит о том, что в городе повышенная концентрация слепых, в общество принимают любых инвалидов и людей без инвалидности. Они реально поменяли город в плане универсального дизайна, сделали доступный пляж, реабилитационный хутор. Утром на площади услышал баритон Вернера, от этого баритона приятные воспоминания о том, как мы вели с ним круглый стол в Чите.

После экскурсии переместились в общество слепых. Кофе-брейк со шпек пирогс – это маленькие пирожки со шпеком – хит на кофе-брейках у Мариса. Приехал российский консул - Дмитрий Богданов, познакомились, люди из общества пожаловались на проблемы с российскими визами. Дмитрий заверил, что проблемы решат. Марис провел экскурсию по обществу, и мы сфотографировались с Марком.

В концертном зале поговорили про социальное проектирование. Марис вел дискуссию. Я между выступлениями подумал, что еще в прошлом году Марис начал ремонтировать зал для концертов, а теперь он готов. Поэтому, когда выступаю на дискуссии, стараюсь зарядить всех наших и Лиепайчан делать проекты. Рассказываю про Всемирный конгресс инвалидов, про Конгресс в Африке, про небольшие проекты. Важно, чтобы как можно больше людей с инвалидностью занимались социальным проектированием. Для людей с инвалидностью – координатор социальных проектов – профессия будущего.

Пока пишу, волна совсем спала. Видимо, мы в канале Клайпеды.

Вчера, 30 июня, с утра поехали командой в реабилитационный центр Лиепаи, работающий с зависимыми. Провели мастер–класс по перекрестной реабилитации. На мастер-классе больше социальных работников, но есть и зависимые. Влада с Марком прогуливают участников с завязанными глазами. Рейнис вечером на корабле говорит мне, что ему очень понравился мастер–класс и что это отличается от того, что было в прошлом году. Он продолжал говорить хорошие вещи. Попросил его не захваливать.

Сложные ощущения, когда в целом у тебя мероприятие удалось, но ты знаешь, какие были недоделки. Тебя хвалят, людям нравится, ты понимаешь, что в целом удалось, но воспринимать похвалы сложно, так же сложно, как слышать, что у твоего друга и учителя утром умер сын.

Во второй половине дня 30 июня съездили с Вернером на хутор, прошлись по саду ощущений и, конечно, по тропе, которую лучше назвать «полосой препятствий». Идем босиком друг за другом в лесу по разным поверхностям: шишки, опилки, камни, качели, веревочные дороги и т. д., то больно до крика, то приятно. Марис сам любит проводить группы по этой тропе и веселиться. Тропа – гениальное изобретение Мариса и компании.

Включились моторы, заходим в порт. Настя Проскурякова сидит напротив меня, греется после штурвала.

Вечером на катамаран в гости приходили Мадара – директор центра зависимых, с коллегами и семьями, прогуляли по катамарану с завязанными глазами. Лена поиграла с детьми. Мы с Мадарой обсудили, как работать с наркоманами и алкоголиками, в обратной связи мероприятия утром два раза прозвучало слово «будущее» от социальных работников.

Проблем, конечно, больше, вопрос с реабилитацией наркозависимых нигде в мире не решен. От этого напряженно, но интересно.

Меня удивила Мадара. Молодая дама с приятным мягким голосом, с радостью, с пониманием юмора и, повторюсь, с удивительной мягкостью. Что удивило — Мадара работает директором центра 9 лет. Крайне редко сохраняется человеческая живость на таких должностях. Мадара с коллегами собираются участвовать в Международном конгрессе людей, преодолевающих зависимость в следующем году в Екатеринбурге. Плюс, мы с Мадарой нашли для себя интересную задачу найти девушек или женщин, преодолевших зависимость, тех, кто вышел из системы, не посещает группы и живет, и работает счастливо. Дамы – более сложный сегмент в преодолении зависимостей.

Катамаран двигается взад – вперед – швартуемся.

Не описал только прощание со Светой Бородиной, как-то в этот раз картины жизни пролетают быстро. Не написал, как поздравляли Малле с юбилеем, как Малле, как всегда, привезла гору сувениров каждому и всем.

Вот сама Малле спустилась вниз, спрашиваю, кто это, Малле говорит: «Мышка», с эстонским акцентом говорит: «Это я, мышка». Потихоньку кушаю варенье.