Новости "Белой трости"

Отчёт о результатах Сессии стратегического планирования Движения Экстрабилити

СКАЧАТЬ ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ СЕССИИ

16-19 января 2023 года прошла сессия стратегического планирования Движения Экстрабилити.

Стратегической задачей сессии был поиск социально — экономических моделей, которые проявляются Движением Экстрабилити.

Сессия проводилась АНО «Белая трость» победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Сессия является этапом проекта «Развитие партнёрской сети в регионах Российской Федерации и ближнего зарубежья», который, в свою очередь, является продолжением проекта «Формирование инклюзивной культуры в цифровом пространстве».

Сессия стратегического планирования 2023 года проводилась совместно с консалтинговой компанией «Институт дизайна управления и конкурентных стратегий».

Партнерами сессии стали:

  • Государственная корпорация «Росатом»
  • ПАО «Сбербанк России»
  • Группа компаний «Медскан»
  • ФГАО ВО Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • АНО «Белая трость Севастополь»
  • АНО «Белая трость Самарская область»
  • Забайкальское региональные отделение ОООИ «Всероссийское общество глухих»

Цель проекта «Развитие партнерской сети»:

  • создание основы для эффективной работы в условиях расширения деятельности организации, в том числе посредством моделирования организационных инструментов для работы с партнерами и персоналом

Задачи:

  1. Определение основных участников из числа стратегических партнеров в регионах Российской Федерации
  2. Проведение совместных сессий моделирования и сессий стратегического планирования в гибридном формате
  3. Описание стратегии формирования партнерской сети
  4. Описание организационных инструментов для работы с персоналом

Решение задач проекта:

РезультатПоказательИсточник данных (способ проверки)Создана стратегия формирования партнерской сетиСоздание планов и внутренних документов по работе с партнерамиКонтроль создания материаловПроведен анализ не менее 40 НКО из РФ по работе с партнерами и персоналомКоличество НКО-участников опросаПрямой подсчет количества НКО-участников опросаОбновлена организационная структура АНО “БЕЛАЯ ТРОСТЬ”Создание организационной структурыКонтроль создания материаловСформулированы материалы для работы с персоналом: должностные инструкции, система мотивации и обучения, критерии подбора новых сотрудниковСоздание внутренних документов по работе с персоналомКонтроль создания материаловПривлечены новые партнерыРасширение партнерской сети Формирование списка партнеров АНО “БЕЛАЯ ТРОСТЬ”

Предварительный анализ:

Для выполнения поставленных задач, в том числе:

  • для разработки модели изучения опыта НКО и определения критериев для поиска перспективных партнёров,
  • согласования общей стратегии позиционирования с участниками Движения Экстрабилити,
  • для выяснения направления развития с целью достижения конкурентного преимущества
  • для поиска вариантов организационной модели, которая позволит достичь конкурентного преимущества и выполнить поставленные планы
  • для формулирования идеологии в области развития (подбора, обучения и мотивации) персонала

был проведен предварительный анализ.

С момента формирования среды выражается постоянный рост вовлеченных участников, готовых обмениваться ресурсами и поддерживающих совместные проекты, при том, что все они являются независимыми организациями, расположенными в разных уголках Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

Стали проявляться противоречия в нескольких институциональных моделях:

  • Медицинская парадигма

Медицинская парадигма требовала отношения к человеку с инвалидностью, как к больному, которого необходимо лечить. Он воспринимался как объект, а не субъект, действия в отношении которого строятся по принципу сверху вниз, «мы лучше знаем, как вас лечить»

С появлением идеологии Экстрабилити выстроилась социальная модель отношений «субъект-субъект». Человек с инвалидностью стал не просто «особенным», но полезным и интересным для общества. Человек, развивший в себе Экстрабилити занял уникальную лидерскую нишу, самостоятельно сформировав её. Мы должны признать, что до проявления на физическом плане Экстрабилити, до осознания принципов новой идеологии, этой ниши не существовало ни в педагогике, ни в менеджменте, ни в социальной сфере, нигде, её не было даже в фантастических романах.



  • Эволюционная парадигма

Подход, сформулированный Дарвином и его последователями, говорит, что выживает и побеждает сильнейший.

Но следует признать, что за последние пятьдесят лет общество совершило широкий шаг в новую сферу возможностей, и эта сфера также ранее не обсуждалась научным сообществом. Ведь реальный опыт тех, кто изменил свою судьбу показывает, что любой человек, который находится в активной фазе при верно организованном сценарии включающего взаимодействия способен стать катализатором изменений на всех уровнях (личностный, социальный, организационный, межгосударственный).

Глобальный рост мирового богатства создал среду возможностей, которая оказалась разрушительной для многих, что показывают современные исследования психиатров, психологов, социологов и т.д. Последние тридцать лет граждане развитых и развивающихся стран находились под мощнейшим воздействием предлагаемых миром возможностей: «хочешь бизнес – строй!», «хочешь в отпуск – куда?», «хочешь дом – бери кредит и создавай свой мир!», «хочешь – в бизнес-инкубатор!», «хочешь – учись в любом вузе мира!» и так далее. Исследования, однако указывают на совершенно другой тренд в среде нормотипического населения. Его назвали «страх жизни». Наблюдается устойчивый рост тревожно-депрессивных расстройств, увеличивается количество людей, постоянно принимающих антидепрессанты, седативные или психостимулирующие препараты. Оказалось, что огромные возможности вызывали только стресс, неуверенность и чувство никчемности и признания личной неудачи.

Всё это говорит о том, что эволюционная парадигма в новом социально-экономическом пространстве утрачивает свое центральное значение.



  • Переосмысление философии социальных отношений

В соответствии с декартовской концепцией индивидуальности, человек может быть понят без необходимости понимания других (другого). Человек ценен сам по себе. Декартовский человек существует вне, отдельно и независимо от остальной части сообщества или общества, которая является ничем иным, как дополнением к его предшествующему и самостоятельному существованию. Эта «модернистская» и «атомистическая» концепция индивидуальности лежит в основе как индивидуализма, так и коллективизма. Индивидуализм преувеличивает индивидуальность и уникальность человеческого существования в ущерб коллективистским аспектам.

Идеология Экстрабилити основным инструментом которой является взаимо-включающее взаимодействие бросает вызов и этой привычной для всех «естественной» парадигме.

Известным аналогом модели социальных отношений, которая требуется для проявления Экстрабилити (неожиданных мета-компетенций), можно назвать философию «убунту», утверждающая, что «потребуется целая деревня, чтобы воспитать человека».

(См. Михалина О.А. Африканская философия образования в поисках смысла

https://cyberleninka.ru/article/n/afrikanskaya-filosofiya-obrazovaniya-v-poiskah-smysla)



Именно «неожиданность» Экстрабилити бросает вызов и философским принципам, на которых построена современная педагогика. Мы же, пока не знаем, в каких условиях и когда появятся способности, которые могут изменить жизнь качественно (мета-компетенции).

Второй особенностью, которая также противоречит принятой модели педагогики, является особая организация пространства, в котором участники развивают разные таланты.

Общий контекст и сценарий для разных талантов.

В классическом подходе это невозможно – необходимо разделить группы, или участников и ведущих. Но Экстрабилити развиваются в специально созданных сценариях, построенных на взаимо-включающем взаимодействии и именно этот факт является определяющим.

ВЫВОД, который можно сделать на основе предварительного анализа

Все эти три аспекта, проявляющие противоречия в социально значимых парадигмах, говорят о том, что идеология Экстрабилити и международное Движение, развивающее наши принципы в разных странах, проявляет некие не осознанные ранее или иначе осмысленные социально-экономические процессы. Мы считаем, что исследование этих процессов позволит нам занять не просто лидирующее положение, но и сформировать границы еще одного Голубого океана на пересечении социальных, педагогических наук, менеджмента и философии.

Возможно, осознание этих процессов позволит нам понять природу текущего глобального кризиса и осознать, почему перестали работать «понятные» инструменты стратегического управления.

Результаты анализа были учтены при подготовке мероприятий Проекта, поэтому темой стратегической сессии Движения Экстрабилити 2023 стала: «Социально — экономические модели, которые проявляются Движением Экстрабилити».

Для поиска конкурентных преимуществ нами были поставлены четыре задачи:

  1. Согласование стратегических задач по поиску и исследованию социально — экономических процессов и моделей, которые проявляются Движением Экстрабилити.
  2. Определение инструментов, поддерживающих деятельность и стимулирующих развитие Движения Экстрабилити в разных сообществах и культурах.
  3. Поиск ролей, благодаря которым заинтересованные стороны смогут осознанно использовать возможности Движения Экстрабилити.
  4. Согласование долгосрочных планов Движения Экстрабилити с точки зрения проявления моделей и обмена информацией в процессе исследований и тестирования новых форм и способов решения социальных и экономических проблем.

Необходимо учесть, что эти задачи были обусловлены исследованиями, которые проводились в процессе подготовки и проведения:

  1. проекта «Паруса Духа» в Армении, Турции и Египте (выявление ценностей сообществ в этих регионах)
  2. V научно-практической конференции «Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры» (проведение анализа, поиск уникальных феноменов и инструментов взаимо-включающего взаимодействия, выявление элементов включающих сценариев)
  3. нескольких других проектов, в частности при проведении Сессии стратегического планирования в гор. Губкинском (выявление ценностей сообществ Северных территорий Российской Федерации)

МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ ПРОШЛИ В РАМКАХ СЕССИИ:

16 января

  1. Приветствие организаторов, знакомство
  2. «От сессии до сессии» Итоги работы в 2022 году

Реализованные проекты

Созданные инструменты

Докладчики Колпащиков О.Б., Баранников К.В.

  1. Презентации и анализ проектов от партнеров Движения Экстрабилити. Обсуждение новых возможностей, новые связи.

Анализ проводился на основе модели «Элементы включающих сценариев».

  1. Презентация проекта календаря событий 2023 года

Докладчики Колпащиков О.Б. Васильева И.

  1. Презентация проекта «Паруса духа» Калининград. Итоги 2022 года»

Докладчики Вахромеев А. Морева Е.

  1. «Инклюзия включение движение» проект Арона Берзницкий (Израиль) и Влады Хмелевска (Латвия)
  2. Свой путь и взаимодействие в Движении Экстрабилити

Докладчики: Надежда Полякова, Екатерина Исаевская (Самарская область), Мария Мазурова, Михаил Войцеховский, Константин Михайлович Гончаров (Красноярск)

  1. Мастер – класс Экстрабилити. Тема — зачем нам другие люди? Сторителлинг от участников Клуба «Движение Экстрабилити» (Екатеринбург)

Ведущие: Чельдинова Ольга, МахциеваТатьяна, Шайхуллина Светлана, Екатерина Шувалова, Марина

Рассказ об опыте перехода за границу зоны комфорта. О том, что невозможно сделать Переход на качественно новый уровень в одиночку. “Человеку нужен человек”

  1. рефлексия итоги дня



17 января

  1. знакомство с новыми участниками и Итоги предыдущего дня
  2. Деловая игра «Роли для новых партнёров Движения Экстрабилити»

Вводная

Сегодня известны и понятны такие роли, как «волонтер», «организатор мероприятий», «администратор проекта», «участник мероприятия», «благотворитель», «спонсор», «благополучатель».

Мы считаем, что взаимо-включающее взаимодействие с Движением Экстрабилити рождает новые отношения, а значит, проявляет особые социально-экономические процессы. Эти процессы не укладываются в систему конкуренции, выходят за рамки капиталистической модели, нарушают принципы эволюционной парадигмы.

Цель игры — формирование списка новых ролей, которые помогут Новым партнерам эффективней использовать возможности Движения Экстрабилити.

теория:

  • уровни культуры
  • этапы включения
  • взаимо-включающее взаимодействие

В перерыве обед, видео Движение Экстрабилити 2023

Проект «Инклюзия включение движение» Арон Берзницкий (Израиль) Влада Хмелевска (Латвия)

18 января

  1. Деловая игра «Проявление синергетических точек Движения Экстрабилити»

ВВОДНАЯ

Все партнёры решают свои насущные задачи. Для этого они совершенствуют необходимые компетенции. Естественно, что вокруг этих вопросов строится дискурс.

Но при некоторых условиях, происходит нечто, когда обычная встреча или мало заметный проект, превращаются в событие, которое меняет мышление, даёт импульс к развитию. На какое-то время вокруг этого события создается творческая среда, в которой происходит взаимное включение. Мы видим, поистине, синергетический эффект, когда у участников взаимодействия проявляются неожиданные метакомпетенции.

Не стоит путать синергетическую точку с понятием «лидер мнений». Также бросается в глаза, что такие точки неустойчивы, часто не связаны с местом, например, с офисом.

Теория «Синергетический эффект понятие представлено через модель «Семь сил могущества»

Творческая презентация моделей синергетических точек от каждой группы

В прежних группах обсуждение у какой группы мы будем учиться, стажироваться усиления синергетической точки, которую проектировала группа

Задача найти для новых участников активность роль, благодаря которой синергия сохранилась, усилилась

  1. «Инклюзия включение движение» проект Арона Берзницкий (Израиль) и Влады Хмелевска (Латвия)
  2. Дополнение календаря мероприятий партнеров движения экстрабилити 2023 — ОНЛАЙН с подключением Самарской области, Калининграда, Забайкальского края
  3. Рефлексия по сессии

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЛОВЫХ ИГР

Результаты деловой игры «Роли для новых партнёров Движения Экстрабилити»

Индикаторы новой роли (новых ролей) в Движении Экстрабилити

  • Уважаемая идентичность – не просто приемлемость поведения, но и положительная оценка со стороны значимых
  • Осознание, что Я действую или говорю из своей опоры
  • Проявление позиции Я-живой
  • Наличие обратной связи (не важно положительной или отрицательной)
  • Возможность развиваться (приобретать новые компетенции) внутри роли
  • Проявление во взаимодействии
  • Центр влияния

Варианты новых социальных ролей Движения Экстрабилити

  • Геймер
  • Проводник
  • Исследователь
  • Успешный шоумен
  • Фантазёр
  • Преодолевающий
  • Сценарист
  • Авантюрист
  • Мотиватор
  • Писатель
  • Лидер перемен

Результаты деловой игры «Проявление синергетических точек Движения Экстрабилити»

Признаки синергетической точки

Сферы:

  • Социальная сфераУровень социальной трансформации – изменение на уровне социального окруженияПроект становится новой синергетической точкой или даже наблюдается шлейф синергетических точек
  • Инициатива на местах
  • Взаимодействие в отрасли
  • Стираются границы
  • Догма экологично размывается
  • Уровень социальной мобильности – изменение на уровне личностиДо этого События был ноль, то есть ранее человек не знал, не имел опыта и т.д.
  • Участники включаются в проекты новые, но привлекательные (появляются новые критерии выбора в социальной активности)
  • Включение амбициозных и даже без компетенций
  • Формируется или оттачивается личный бренд
  • Системные или институциональные проекты + доступ к власти (кто-то должен дорасти)
  • Глобальные изменения в жизни
  • Новые компетенции
  • Новая роль и мгновенное овладение мета-компетенциями
  • Смена сценариев взаимодействия
  • Рост внутреннего уважения к иерархии – дает импульс к изменению социальной роли (особенно для маргиналов)
  • У профессионалов разрушаются стереотипы
  • Столкновение с Добром (социальная мобильность + мета-когнитивный уровень)
  • Неожиданные ресурсы используются тут же в новых мероприятиях
  • Мета-когнитивный уровень – осознание, переосмысление, новый анализ и появление перспективы там, где её не было.Появляются новые слова
  • Новые алгоритмы
  • Попытка найти известные опоры – если их нет, то синергетическая точка
  • Ощущение, что ты часть целого
  • «Я-личность», проявление своей ценности
  • Преодоление чувства инаковости
  • Изменение социальных установок
  • Изменяется образ системы
  • Проявляется личность на работе
  • Четкое осознание ресурсов
  • Мотивационная сфераУ участников появляется «гонка за адреналином»
  • Участник возвращается
  • Возможность идти без шаблонов или предустановок
  • Есть пример у других
  • Всё понятно без инструкций
  • Не зависит от состояния людей до
  • Предчувствие и отпускают точку контроля
  • Перестают чувствовать время
  • Нестабильность + тревожность = предвкушение
  • При минимальных затратах пропадают риски и результат выше ожиданий
  • Эмоциональная сфераПоддержка в переживании эмоций
  • Эмоциональный заряд передаётся от участника
  • Эмоции в одном спектре

Из обсуждения, что может влиять на превращение проекта в синергетическую точку.

  1. Введение правил превратить в мистерию (перевод на мета-когнитивный уровень)
  2. Повторение и поиск отличий (активный перевод на мета-когнитивный уровень)
  3. Поддерживать рефлексию в новом состоянии, пока участник не вернулся «в себя привычного», например, рефлексия в маске для видящих (перевод на мета-когнитивный уровень)
  4. Демонстрация ценностей без внимания на обратную связь (тон голоса, ритм речи, паузы и т.д.) (демонстрация мета-когнитивного уровня)
  5. Такой точкой может стать новое место работы или место жительства
  6. Новый опыт
  7. Точка бифуркации (слияние состояний, опыта, совпадение обстоятельств, уникальных историй)

Идеи

А. клуб «Мастер дыхания»

Б. РеФест для небольших городов – проект для развития Экстрабилити у волонтёров

ИЗ СТАТЬИ

Ubuntu (зулусское слово) служит духовным основанием африканских обществ. Это — обобщенное видение или мировоззрение, хранимое в зулусском принципе «ubuntu ngumuntu ngabantu», то есть «человек является человеком через других людей». Это может быть интерпретировано как правило поведения или социальная этика. Данный принцип описывает человека как «бытие-с-другими» и предписывает, что этому принципу должны следовать все. Быть «человечным» означает утвердить человечность, признавая человечность других в бесконечном разнообразии ее содержания и форм.

Ubuntu (убунту) демонстрирует бытие африканца, его укорененность во вселенной. Этот смысл выражен приставкой ubu-, в то время как корень -ntu означает развертывание человеческого бытия посредством «непрерывного постоянного проявления через специфические формы и модели бытия». Этот процесс разворачивания включает появление речи и знания человека. Также его называют umuntu, что обозначает состояние возможности провести «расследование бытия, опыта, знания, истины».

Понятие «убунту» является интегративной частью понятия «умунту».

Концепт «Умунту», или «человек», состоит из следующих основных элементов:

— умзимба (umzimba) — форма, тело, человеческая природа (плоть);

— умоя (umoya) — дыхание, воздух, жизнь;

— умфефумела (umphefumela) тень, дух, душа;

— амандла (amandla) — жизненность, сила, энергия;

— инхлизио (inhliziyo) — сердце, центр эмоций;

— умквондо (umqondo) — голова, мозг, интеллект;

— улвими (ulwimi) — язык, речь;

— убунту (ubuntu) — гуманность, человечность.

Самое важное качество для аутентичного человеческого существования — убунту.

«Человек, обладающий качеством убунту, будет обладать такими характеристиками, как заботливый, чуткий, внимательный, понимающий, мудрый, щедрый, гостеприимный, социально зрелый, социально разумный, добродетельный и благословенный»

И в этом смысле философия убунту уникальна в ряде аспектов. Во-первых, она придает особое значение нематериальному порядку, который существует в африканском народе; воспитывает человека, прививая уважение к себе, другим людям, окружающей среде; ей присуща духовность, и она примиряет другие культуры, являясь невидимой силой, объединяющей мировоззрение африканцев.

Во-вторых, философия убунту не похожа ни на конфуцианство, ни на европейскую философию, она находится за пределами расы или культуры.

Среди исследователей делаются попытки сравнения ценностей «убунту» с ценностями западного общества, в частности с индивидуализмом. Философия убунту представляет иное видение индивидуальности, не соотносимое с декартовской концепцией индивидуальности, с точки зрения которой человек может быть понят без необходимости понимания других (другого). Человек ценен сам по себе. Декартовский человек существует вне, отдельно и независимо от остальной части сообщества или общества, которая является ничем иным, как дополнением к его предшествующему и самостоятельному существованию. Эта «модернистская» и «атомистическая» концепция индивидуальности лежит в основе как индивидуализма, так и коллективизма. Индивидуализм преувеличивает индивидуальность и уникальность человеческого существования в ущерб коллективистским аспектам. Убунту же определяет человека с точки зрения его/ее отношений с другими. Согласно этому определению, люди только существуют в их отношениях с другими, а так как эти отношения меняются, то и меняются личностные качества людей.

Понятия убунту и коммунализма очень важны для африканского образовательного дискурса. Убунту — это философия, которая поддерживает общее благосостояние общества и включает в себя гуманность как сущностный элемент человеческого развития. В африканской культуре коллектив, общность всегда на первом месте. Индивидуальный — значит рожденный в обществе.

Взаимозависимость, коммунализм, чуткость по отношению к другим и забота о других — это аспекты убунту как философии жизни. Сообщество и принадлежность к сообществу есть часть традиционной африканской жизни.

Таким образом, философия жизни и философия образования как части жизни африканского сообщества как бы сливаются. Поиск африканцами философской мудрости проявляется в устной передаче традиционных африканских пословиц и фольклора.

Известная и часто цитируемая африканская пословица «Потребуется целая деревня, чтобы воспитать ребенка» способствует как кросс-культурному, так и межпоколенному (inter-generational) пониманию идеи относительно коллективной ответственности за воспитание и обучение детей в обществе.

Гуманность важна для африканской философии в смысле видения человеческих потребностей, интересов и достоинства как основных факторов по отношению к человеческому существованию. Образование играет важную роль в транслировании африканской философии жизни.

По мнению южно-африканских философов образования, «убунту» представляет собой более подходящую систему ценностей для включения ее в африканский контекст, чем западная система ценностей, настроенная на соревновательность, соперничество, конкуренцию.

Поиск образовательной идентичности в Африке (в частности в Южной Африке) требует от всех участников в дискурсе искать консенсус для того, чтобы избежать радикализма и чувства культурного и исторического превосходства. Необходимо принять культурное разнообразие внутри общества до того, как подвергнуться влиянию культур в глобальном сообществе. В мире, где границы становятся все менее и менее заметными, народам Африки нужно принять друг друга с тем, чтобы вступить в глобальный.